«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «МАТЕМАТИКА»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «MATEMATIKA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «MATHEMATICS»
ISSN 1997-7670 (Print)
ISSN 2541-8785 (Online)

Список выпусков > Серия «Математика». 2015. Том 13

Неоднородность поведения фирм на олигопольном рынке: стратегические фирмы и ценополучатели

Автор(ы)
А. Ю. Филатов
Аннотация

В статье исследована модель стратегического взаимодействия компаний на рынке количественной олигополии, если помимо конкурентов, максимизирующих прибыль по Курно, появляются компании, ориентирующиеся исключительно на сложившуюся на рынке цену и выбирающие объемы поставок продукции из равенства цены и предельных издержек. Причиной этого может стать как недоступность информации об отраслевом спросе и издержках конкурентов, так и неучет фирмой собственного влияния на параметры рыночного равновесия или просто интуитивное стремление к упрощению стратегического поведения. Несмотря на кажущуюся недальновидность, такое поведение в некоторых ситуациях может даже увеличить прибыли ценополучателей, поскольку стратегические конкуренты подстраивают свое поведение под изменившиеся условия функционирования рынка.

Проанализирован случай линейного спроса и симметричных фирм, характеризующихся квадратичными издержками. Продемонстрировано, что ценополучатели расширяют производство не только сильнее стратегических конкурентов, но и сильнее лидера по Штакельбергу. В то же время, прибыль в результате перехода в состав ценополучателей может как вырасти, так и упасть, что зависит от параметров рынка, в частности наклона функции спроса и скорости увеличения предельных издержек. Показано, что вероятность того, что ценополучателем становиться выгодно, невелика, но увеличивается на большом рынке с неэластичным спросом и большим числом фирм, издержки которых растут медленно. Ценополучателей при этом должно быть мало, в идеале — единственный.

Ключевые слова
количественная олигополия, стратегическое взаимодействие, модель Курно, модель Штакельберга, ценополучатели, неоднородность
УДК
519.865.3 (MSC91B24)
Литература

1. Авдашева С. Б. Теория организации отраслевых рынков / С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова. – М. : Магистр, 1998.

2. Айзенберг Н. И. Математические модели спотовых рынков электроэнергетики / Н. И. Айзенберг, М. А. Киселева // Тр. конф. «Устойчивое развитие российских регионов: инновации, институты и технологические заимствования». – Екатеринбург : УрГУ, 2010. – С. 9–15.

3. Вурос А. Д. Экономика отраслевых рынков / А. Д. Вурос, Н. М. Розанова. – М. : ТЕИС, 2000.

4. Методы оптимальных решений в экономике и финансах / И. А. Александрова, В. М. Гончаренко, И. Е. Денежкина, В. В. Киселев, В. Ю. Попов, Д. С. Набатова, И. Г. Шандра, А. Б. Шаповал. – М. : Кнорус, 2014.

5. Зоркальцев В. И. Сетевая модель рыночного согласования / В. И. Зоркальцев, И. В. Мокрый // Тр. VI Моск. междунар. конф. по исследованию операций. – М. : МАКС Пресс, 2010. – С. 29–31.

6. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков / Л. Кабраль. Минск : Новое знание, 2003.

7. Филатов А. Ю. Математические модели несовершенной конкуренции / А. Ю. Филатов, Н. И. Айзенберг. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012.

8. Филатов А. Ю. Неоднородность и ее учет при принятии экономических решений / А. Ю. Филатов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013.

9. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными / А. Яковлев, В. Голикова, К. Гончар, Б. Кузнецов. – М. : НИУ ВШЭ, 2008.

10. Baumol W. On the Theory of Oligopoly / W. Baumol // Economica. - 1958. - N 25. – P. 187–198.

11. Belleflamme P. Industrial Organization. Markets and Strategies / P. Belleflamme, M. Peitz. – Cambridge University Press, 2010.

12. Carlton D. Modern Industrial Organization / D. Carlton, J. Perloff. – Addison-Wesley, 2000.

13. Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses / A. Cournot. – 1838.

14. Fershtman Ch. Internal Organizations and Managerial Incentives as Strategic Variables in Competitive Environment / Ch. Fershtman // International Journal of Industrial Organization. – 1985. – N 3. – P. 245–253.

15. Fershtman Ch. Equilibrium Incentives in Oligopoly / Ch. Fershtman, K. Judd // American Economic Review. – 1987. – N 5(77). – P. 927–940.

16. Filatov A. Trade-off between competition and increased returns to scale at industrial markets: equilibrium and effective number of firms / A. Filatov, Ya. Makolskaya // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basics and innovative approach. - Titusville, FL, USA: L&L;Publishing, 2012. – P. 51–55.

17. Klemperer P. Supply Function Equilibria in Oligopoly under Uncertainty / P. Klemperer, M. Meyer // Econometrica. – 1989. – N 6(57). – P. 1243–1277.

18. MasColell A. Microeconomic Theory / A. MasColell, M. Whinston, J. Green. – Oxford University Press, 1995.

19. Shy O. Industrial Organization: Theory and Applications / O. Shy. – MIT Press, 1995.

20. Tirole J. The Theory of Industrial Organization / J. Tirole. – MIT Press, 1988.


Полная версия (русская)